Новости

Как привить любовь к чтению и почему не нужно бояться за русский язык, обсудили на форуме в Югре

Разговор о значимости и важности родного языка, в том числе русского, как родного, чтения как формы самообразования и воспитания, особенностей изучения и преподавания родного и русского языка в полиэтнической среде стал одним из важнейших на Всероссийском форуме национального единства, который проходит в Ханты-Мансийске.

На встрече обсуждали, как привить ребенку любовь к чтению и что ему читать, как преподавать родные языки, что такое семейное чтение – уходящая традиция или вечная ценность, должна ли воспитывать литература любовь к Отечеству, как сохранить русский литературный язык и многие другие темы.

Площадка «Родная речь – Отечеству основа» собрала известных российских филологов, педагогов, учителей родных языков, воспитателей, библиотекарей, студентов и представителей общественности.

Заместитель директора департамента образования и науки Югры Инна Святченко в своей приветственной речи отметила, что через родной язык мать передает ребенку свою любовь, в том числе, к Отечеству. Таким образом, язык становится важным каркасом, а в нашей стране русский язык - это еще и язык межнационального общения. Она сообщила, что в СурГПУ открывается новое направление подготовки для будущих педагогов «Русский и родной язык».

Доктор педагогических наук, кандидат филологических наук, главный редактор журнала «Педагогика», член-корреспондент Российской академии образования Руслан Бозиев выступил с докладом о роли национальных литератур в системе отечественной российской литературы. Он рассказал, что Россия уникальна языковым многообразием – в нашей стране существует около 60 письменных языков и литератур.

«Я сам балкарец и преподаю балкарский язык для студентов. Мне посчастливилось познавать мир на двух языках, через литературу. Для меня русский язык - это язык тепла, благодаря которому я познал мир гораздо шире», - сообщил он. Эксперт выразил обеспокоенность за гуманитарные дисциплины, так как человеческий труд в будущем будет постепенно заменяться машинным трудом.

Он напомнил, что перед педагогами стоит большая задача – привить любовь к чтению, научить видеть мир шире с помощью литературы и читать не только на русском языке, но и на родном.

«Когда читаешь художественное произведение, например, «Войну и мир», то сложно потом смотреть экранизацию. Литература учит нас мыслить образами, развивает фантазию, она – инструмент познания самого себя. Школьная литература - единственная в учебном заведении пытается говорить с душой, но как говорить с ней, если этот язык не ведется в стенах родного дома?», - обратился Руслан Бозиев к аудитории.

Доктор филологических наук, главный научный сотрудник СурГПУ Нина Алексеевна затронула тему семейного чтения. По ее мнению, нелюбовь к чтению у ребенка возникает из-за общего волевого недоразвития. Подрастающее поколение поздно осваивает письменный язык, книга навязывается, а не является личным выбором, педагоги не помогают семьям освоить дисциплину чтения.

«В совместном чтении важно слушающих детей превратить в говорящих. Они сами способны познавать мир, приходить к важным выводам и формировать себя самостоятельно как личность. Как приучить детей к чтению? Необходимо всем, кто окружает ребенка, радоваться каждой прочитанной книге», - заявила эксперт.

Доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой русского языка РГПУ имени Герцена Валерий Ефремов рассказал о распространенных мифах вокруг русского языка.

Первый миф – то, что русский язык умирает. По словам спикера, русский язык активно используется в 16 странах, на протяжении более трех веков относится к «языкам-гигантам», которые не входят в группу риска. Второй миф – русский язык портится (и умирает).

«В мире не существует языков, которые бы «улучшались». Нам необходимо принять это, как историческую данность. Русский язык уже испытывал четыре этапа вульгаризации – от пушкинской эпохи до постсоветской России. Современное старшее поколение близко к сердцу принимает происходящее из-за стремительной вульгаризации языка за последние 30 лет и по причине засилья иностранных слов», - пояснил Валерий Ефремов.

В практической части круглого стола большое внимание участников вызвало выступление Натальи Цирельсон, автора книги «Мама и дочки-сыночки. Путеводитель по нескучному детству». На собственном опыте она рассказала, как воспитать читателя с рождения.